|
Новости
Новости культуры и галереи>
Новости культуры
2006-02-28 В Петербурге открывается выставка, посвященная старообрядцам
Во вторник в Российском этнографическом музее Петербурга открывается выставка "Хранители древнего благочестия". Она станет первой в российской истории масштабной выставкой, посвященной традициям и культуре старообрядцев, рассказала РИА Новости пресс-секретарь музея Инна Карпушина.
Посетители увидят более 300 предметов, среди которых костюмы, рукописные книги, иконы, складни, намогильные кресты и резные, расписные доски к намогильным крестам с европейского Севера. Экспонаты принадлежат собраниям Российского этнографического музея, Музея истории религии и Института русской литературы.
Особый интерес представят рукописные и печатные книги. "Вплоть до середины XX века для письма старообрядцы использовали гусиные перья, а для орнаментальной росписи создаваемых ими рукописей -натуральные краски. Важнейшим делом книжников в скитах было обновление и переписывание старообрядческих рукописей и печатных книг. Именно русскому старообрядчеству во многом обязана российская филологическая наука за сохранение древнейших списков памятников допетровской литературы", - рассказала Карпушина.
Увидят посетители и "смертную одежду" алтайских староверов. "Весь бытовой уклад старообрядцев был строго регламентирован и обособлен. В одежде предпочитались архаичные типы: для мужчин - рубаха-косоворотка с воротником- стойкой и штаны-порты. Основу женской одежды составлял комплекс из рубахи с сарафаном. И мужская, и женская одежда обязательно подпоясывалась. Вплоть до 1920-х годов в среде старообрядцев сохранялись запреты на употребление ряда продуктов, среди которых - чай, картофель, конина, чеснок, зайчатина", - отметила пресс-секретарь.
Разместятся на выставке и более 50 фотографий, сделанных в последние десять лет во время этнографических экспедиций в Нижегородской и Оренбургской областях, Бурятии, Усть-Цилемском районе Республики Коми, на северо-западе европейской России.
Историки называют старообрядчество своеобразным "православным протестантизмом". Как и европейские реформаторы церкви, русские старообрядцы считали, что современное им религиозное течение, а именно православие в XVII веке, отошло от традиции, которая на самом деле проще, чище и ближе к верующему.
С конца XVII века старообрядчество оформлялось во множество конфессиональных общностей (толков, "согласий", "приходов", "вер"), число которых возрастало на протяжении последующих столетий. Размежевание в среде тех, кто не принял реформы, определялось в первую очередь их отношением к институту священства.
Только в 1905 году был издан Высочайший Указ, разрешивший старообрядцам занимать государственные должности, открыто создавать свои приходы и отправлять религиозные требы.
В начале XX века в России старообрядцы составляли 1/10 часть всего православного населения.
По данным РИА Новости* * *
| |
Архив новостей
Сентябрь 2005
Октябрь 2005
Ноябрь 2005
Декабрь 2005
Январь 2006
Февраль 2006
Март 2006
Апрель 2006
Май 2006
Июнь 2006
Июль 2006
Август 2006
Сентябрь 2006
Октябрь 2006
Ноябрь 2006
Декабрь 2006
Январь 2007
Февраль 2007
Март 2007
Апрель 2007
Май 2007
Май 2009
|