Разделы галереи

Новости

Новости культуры и галереи>

Новости культуры

2006-02-28
В Петербурге открывается выставка, посвященная старообрядцам

Во вторник в Российском этнографическом музее Петербурга открывается выставка "Хранители древнего благочестия". Она станет первой в российской истории масштабной выставкой, посвященной традициям и культуре старообрядцев, рассказала РИА Новости пресс-секретарь музея Инна Карпушина.

Посетители увидят более 300 предметов, среди которых костюмы, рукописные книги, иконы, складни, намогильные кресты и резные, расписные доски к намогильным крестам с европейского Севера. Экспонаты принадлежат собраниям Российского этнографического музея, Музея истории религии и Института русской литературы.

Особый интерес представят рукописные и печатные книги. "Вплоть до середины XX века для письма старообрядцы использовали гусиные перья, а для орнаментальной росписи создаваемых ими рукописей -натуральные краски. Важнейшим делом книжников в скитах было обновление и переписывание старообрядческих рукописей и печатных книг. Именно русскому старообрядчеству во многом обязана российская филологическая наука за сохранение древнейших списков памятников допетровской литературы", - рассказала Карпушина.

Увидят посетители и "смертную одежду" алтайских староверов. "Весь бытовой уклад старообрядцев был строго регламентирован и обособлен. В одежде предпочитались архаичные типы: для мужчин - рубаха-косоворотка с воротником- стойкой и штаны-порты. Основу женской одежды составлял комплекс из рубахи с сарафаном. И мужская, и женская одежда обязательно подпоясывалась. Вплоть до 1920-х годов в среде старообрядцев сохранялись запреты на употребление ряда продуктов, среди которых - чай, картофель, конина, чеснок, зайчатина", - отметила пресс-секретарь.

Разместятся на выставке и более 50 фотографий, сделанных в последние десять лет во время этнографических экспедиций в Нижегородской и Оренбургской областях, Бурятии, Усть-Цилемском районе Республики Коми, на северо-западе европейской России.

Историки называют старообрядчество своеобразным "православным протестантизмом". Как и европейские реформаторы церкви, русские старообрядцы считали, что современное им религиозное течение, а именно православие в XVII веке, отошло от традиции, которая на самом деле проще, чище и ближе к верующему.

С конца XVII века старообрядчество оформлялось во множество конфессиональных общностей (толков, "согласий", "приходов", "вер"), число которых возрастало на протяжении последующих столетий. Размежевание в среде тех, кто не принял реформы, определялось в первую очередь их отношением к институту священства.

Только в 1905 году был издан Высочайший Указ, разрешивший старообрядцам занимать государственные должности, открыто создавать свои приходы и отправлять религиозные требы.

В начале XX века в России старообрядцы составляли 1/10 часть всего православного населения.


По данным РИА Новости

* * *

ArtGalery приглашает к сотрудничествуArtGalery приглашает к сотрудничеству


Архив новостей

Сентябрь 2005 Октябрь 2005 Ноябрь 2005 Декабрь 2005 Январь 2006 Февраль 2006 Март 2006 Апрель 2006 Май 2006 Июнь 2006 Июль 2006 Август 2006 Сентябрь 2006 Октябрь 2006 Ноябрь 2006 Декабрь 2006 Январь 2007 Февраль 2007 Март 2007 Апрель 2007 Май 2007 Май 2009


Rambler's Top100 Яндекс цитирования webmoney