Разделы галереи

Биографии великих художников

Библиотека | Биографии великих художников | Ангелика Кауфман

Ангелика Кауфман



Ангелика Кауфман. Автопортрет Ангелику Кауфман, немецкую художницу XVIII в. можно смело ставить в один ряд с самыми знаменитыми представителями классицизма. Сейчас ее имя не очень хорошо известно широкой публике, но в свое время она была очень известным художником. "Мой портрет для одного друга сделан исключительной личностью, одной немецкой художницей. Она очень сильна в портретах... Ее имя - Анжелика Кауфман" – так отзывался о ней знаменитый немецкий историк, Винкельман. Ей восхищался Гете, Державин посвящал ей оды:

Живописица преславна,
Кауфман, подруга муз!
Если в кисть твою влиянна
Свыше живость, чувство, вкус,
И, списав данаев, древних
Нам богинь и красных жен,
Пережить в своих бесценных
Ты могла картинах тлен,—

Заказать ей портрет считалось престижным, среди ее заказчиков были и племянница Потемкина знаменитая красавица графиня Скавронская, и император Павел I с супругой, и даже Екатерина II. Кто же она такая, женщина, в XVIII веке, когда уделом женщины были, как говорили в Германии «кухня, церковь, дети», принятая в ряды самых престижных художественных Академий того времени? На автопортрете мы видим миловидную серьезную женщину, со вкусом одетую по моде XVIII в. Ангелику щедро одарила природа: способности к музыке, талант живописца, очаровательная внешность и острый ум – ее считали одной из самых образованных женщин Европы.

Как же ей удалось добиться таких успехов?
Ее отец, небогатый немецкий художник Иоганн Иосиф Кауфман разглядел в юной дочери талант живописца, и с шести лет девочка работает с нагрузкой взрослого, с девяти лет пробует писать маслом, а в одиннадцать – получает первый заказ. В том возрасте, когда другие девочки играют в куклы она продает свои картины у богатых вилл Италии, чтобы помочь семье, а 12 восхищает весь Миланский двор своими портретами. Юная Ангелика обладает не только талантом живописца, но и безупречным слухом и голосом. Но в те времена карьера певицы считалась греховной, и ее отец сделал свой выбор в пользу живописи. Правда пение тоже влечет Ангелику, со временем она напишет картину: ее зовут две музы, Музыка и Живописи, но девушка склоняется ко второй. Правда в молодости она не избежала колебаний: ее первая любовь, музыкант, подбивал ее покинуть тирана-отца, уехать с ним и стать певицей. Но Ангелика была послушной дочерью и осталась с отцом. Только картина «Орфей и Эвридика», на которой у Орфея лицо возлюбленного Ангелики, напоминает о ушедшей любви. Окончательно сделав выбор в пользу живописи она целиком отдается работе. В то время было модно изображать кукольных красавиц в виде пастушек на лоне природы, и Ангелика пишет пасторали. Одним из свидетельств признания ее таланта служет тот факт, что совсем молодой Кауфман, единственной из женщин, разрешили копировать произведения великих мастеров в Миланской галерее. После смерти матери семья ненадолго перебирается в Австрию. На пастушек в Австрии спроса нет и Кауфман делает фрески в приходской церкви.

Она часто переезжает, после Милана отправляется в Австрию, потом переезжает в Рим и увлекается античностью. Немалую роль сыграл в этом известный своими раскопками при Помпеях, немецкий историк Винкельман. Портрет Винкельмана работы Кауфман искусствовед Ханне Гагель считает более психологичным, чем другие изображения Винкельмана, так как он «подчеркивает не столько официальный фасад, сколько внутренние свойства изображенного лица». Профессиональное признание Кауфман получила в 1765г., когда в 24 года была принята в члены Академии Св. Луки в Риме, а спустя три года — Французской Королевской академии.

В Риме Ангелика знакомится со многими англичанами и в 1766 едет в Лондон, где ее ожидает потрясающий успех. Молодая, красивая талантливая художница становится любимицей королевской семьи, в салонах она покоряет многих мужчин, сам Рейнольдс, президент английской Академии художеств, предлагает Ангелике стать его женой. Но Ангелика отказывается. Недостатка в поклонниках не было, и наконец ее сердце покоряет граф Хорн. Даже привыкшей к похвалам девушке комплименты светского льва кружат голову – граф скупает картины за баснословные деньги. Вскоре Хорн делает Ангелике предложение. Конечно, дочери небогатого немецкого художника лестна такая партия, и, невзирая на недовольство отца, сразу невзлюбившего будущего зятя она дает согласие. Вскоре Хорн тайно является к невесте и сообщает ужасную новость – его ложно обвинили в политическом преступлении, и только немедленный брак с Ангеликой, находящейся в большой милости у королевы может его спасти. Юная наивная девушка не заподозрила обмана и они спешно обвенчались. Впоследствии оказалось, что ее муж – авантюрист, живущий под разными именами, был подослан к ней отвергнутым поклонником. Мнимый Хорн устраивал скандалы, не являлся домой, и вскоре брак был признан недействительным. Но эта личная трагедия заставила художницу замкнуться и ограничить круг своего общения ближайшими знакомыми. В Лондоне она прожила 15 лет, создавая картины на библейские и мифологические темы и участвуя в жизни английской Академии художеств.

Отец Ангелики, чувствуя приближающуюся старость уговаривает дочь вернутся в Италию. Кауфман становится членом венецианской академии художеств и выходит замуж за довольно посредственного живописца, Антонио Цукки. В Риме Ангелика знакомится с Гете. «Ее глаза так умны, ее знание механизма искусства так велико, ее чувство прекрасного столь глубоко, а она остается так непостижимо скромна...» – так о ней отзывался великий немецкий поэт и мыслитель. Их долгое время связывала нежная дружба, не прервалась и с отъездом Гете. После смерти отца Ангелика переезжает в Неаполь, где пишет, один за другим, портреты придворных. Свободное владение многими европейскими языками позволяет ей создавать картины для заказчиков со всей Европы и России.

Умерла Ангелика Кауфман в 66 лет, тихо, в кругу семьи.

Интерес к ее творчеству не утрачен и сегодня, в 1999 году состоялась большая выставка ее произведений из музеев и частных собраний в мюнхенском «Доме искусств».

Ангелика Кауфман. Луиза Хаммонд
Ангелика Кауфман. Луиза Хаммонд



Ангелика Кауфман. Фердинанд IV с семьей 1783
Ангелика Кауфман. Фердинанд IV с семьей, 1783



Ангелика Кауфман. Венера зажигает в Елене любовь к Парису, 1790
Ангелика Кауфман. Венера зажигает в Елене любовь к Парису, 1790



Ангелика Кауфман.Три певицы, 1796
Ангелика Кауфман. Три певицы, 1796



Ангелика Кауфман. Автопортрет между музыкой и живописью
Ангелика Кауфман. Автопортрет между музыкой и живописью



Статья подготовлена Анастасией Романовой. Воспроизведение части или всего текста без разрешения автора запрещено. ©

artsportal.ru


Rambler's Top100 Яндекс цитирования webmoney