Разделы галереи

Cтатьи об искусстве

Библиотека | Cтатьи об искусстве | История возникновения изделий из бисера и стекляруса в России

История возникновения изделий из бисера и стекляруса в России



Бисер и стеклярусВ XVIII веке из Западной Европы в Россию пришло увлечение изделиями из бисера и стекляруса. Популярность бисера, объясняется его долговечностью, нарядностью и достаточно доступной техникой исполнения. Бисер использовали для оформления интерьеров дворцовых зал и комнат в усадьбах, при декоре одежды, из него создавали украшения и предметы быта.

Бисер и стеклярус — это мелкие бусы из цветного стекла; бисер представляет собой цилиндрические бусины с закругленными краями, а стеклярус — трубочки. Эти понятия возникли во второй половине XVII в., а до этого, словом бисер называли жемчуг.

В России, в XVIII в., под влиянием Западной Европы, бисер и стеклярус начинают играть очень важную роль в русском декоративно – прикладном искусстве. Ими украшают интерьеры дворцов и загородных домов, мебель обтягивается бисерными чехлами, из бисера делают детали костюмов и различные украшения. Например, в начале XIX в. появляются продолговатые кошельки с металлической оправой и различного вида сумочки, мужские бумажники с двумя отделениями или карманами, записные книжки, украшенные бисерными вышивками.

В XIX в. в моду вошло украшать бисерными чехлами курительные трубки, ручки зонтиков, рукояти тростей, стаканы и другие мелкие предметы быта. Такие предметы, как шкатулки, табакерки, футляры для очков, портсигары украшались бисерным рисунком; вышивки украшали спинки стульев и диванов, диванные полушки; даже картины вышивались бисером и стеклярусом.

Основным мотивом при создании изделий из бисера являлся растительный мотив, это были изображения различных цветов, букетов. Основной узор размещался в верху или в низу, реже - по краям; остальное пространство заполнялось мелкими деталями в виде веточек или оставалось незаполненным. Очень часто можно было встретить некоторые «стандартные» мотивы, которые использовались практически на всех предметах. Очень часто встречались изображения праздничных гуляний, плясок и хороводов.

В начале XIX века, под влиянием классицизма появляются изображения на сюжеты из античной мифологии. Во втором десятилетии XIX в. в изделиях из бисера и стекляруса появляются изображения бытовых сцен: пастух со стадом, девушка с овечкой, играющие дети, молочница с кувшинами на коромысле и др. А 1820-х гг. под воздействием романтизма в русском декоративно-прикладном искусстве появляются новые мотивы: изображения руин, сломанных деревьев, водопадов, замков. Бисерные изделия второй половины XIX в. украшаются «восточными» сюжетами.

В XX в. сплошное шитье бисером используется реже, чаще используется новый прием — соединение вышивки бисером с шитьем шерстяной и шелковой ниткой крестом. Благодаря этому приему появляются различные монограммы. В конце XIX столетия бисер и стеклярус часто используются для декора женского городского костюма — эта мода приходит из Франции.

При создании бисерных и стеклярусных изделий, в XVIII в. мастерицы использовали, в основном три приема; саженье, шитье «в прикреп» и низание. Одним из наиболее ранних и распространенных приемов работы было саженье (другое название - шитье по бели). Эта техника заключалась в следующем: узор прокладывался шнуром из нити и по нему нанизывался жемчуг, предварительно нанизанный на нитку. Каждая жемчужина пришивалась к материи поперечным стежками. С появлением бисера эту технику продолжали удачно использовать.

Техника шитья «в прикреп» заключается в следующем: сначала на ткань наносился рисунок. Затем, бисер или стеклярус нанизывался на нитку или проволочку, которая пришивалась к изделию поперечными стежками на расстоянии между несколькими бусинами. Такая техника применялась для создания картин и панно.

Третья техника – техника низания использовалась при создании чехлов для небольших предметов. Для этого бисер нанизывали на льняную нить или на конский волос так, чтобы либо пересекались две нити в одной из бусин, либо они проходили параллельно. Также могли использовать рамку с параллельно натянутыми нитями, что позволяло создавать ажурную прозрачную сетку, которая устанавливалась на подсвечники, при плетении цепочек и пр. При создании объемных вещей использовали вязку, вязка на спицах давала более редкую и эластичную сетку, чем вязка крючком.

Менее распространенным способом работы с бисером, был прием вдавливания к воск. Бисер предварительно подогревался и вдавливался по рисунку в подготовленную, залитую воском ровную поверхность.

Во второй половине XIX и в начале XX в. появляются новые приемы: мелкие сорта бисера наклеивают на бумагу, бисером инкрустируют деревянные поделки, в том числе веера.

На сегодняшний день изделия из бисера и стекляруса отличаются большим разнообразием сортов, цветовой гаммы и техниками исполнения. Размер, цвет и форма являются очень важными факторами для различных техник созданий изделий из бисера. Также, сейчас существует множество вспомогательных материалов, которые могут существенно облегчить процесс создания изделия из бисера или стекляруса. При этом, оставляя изделию такую же ценность, как и в давние времена.



Статья подготовлена Горской Натальей. Воспроизведение части или всего текста без разрешения автора запрещено. ©

Фото: Винтер Наталья

Rambler's Top100 Яндекс цитирования webmoney