Разделы галереи

Cтатьи об искусстве

Библиотека | Cтатьи об искусстве | Готический орнамент

Готический орнамент



Готический орнаментГотический орнамент очень многообразен и символичен. В нем используются преобразованные античные и византийские мотивы, наряду с новыми темами.

Характерной особенностью готического орнамента являются прямолинейные геометрические формы, формы в виде стрельчатой арки, сферические треугольники и четырехугольники, растительный орнамент: листья винограда, репейника, дуба, плюща, клевера, роз и т.д. Очень часто можно встретить изображение трилистника и двулистника. Позднее начинают встречаться изображения колючих растений: терновника, чертополоха, папоротника и других.

Искусство готического орнамента очень тесно связано со скульптурой. В скульптуре очень часто используются растительные орнаментальные мотивы. Идея использования мотивов реальной флоры в готическом декоре становится своего рода законом. Постепенно, бутоны роз, использовавшиеся в раннем готическом орнаменте заменяют пышные букеты с цветами и фруктами. Позднее стали использоваться различные сочетания, например растительные элементы и фигуры.

Архитектурные элементы могли украшаться изображениями кентавров, человеческих голов, отдельными фигурами, эпизодов из Библии, исторических персонажей, листьев винограда и розы. Например, гаргуйи собора Парижской Богоматери изображают крылатых животных.

Готический орнаментОсобое место в готической архитектуре было отведено ажурному орнаменту, исполненному в камне. Циркулем выведены все линии устремленных вверх стрельчатых арок, трехлопастных окон, четырехлопастных розеток и великолепных круглых витражей главного фасада, именуемых «розами». Возможно, поэтому в Германии готическая резьба именовалась «масверком», т. е. работой но нанесенным размерам.

В XIII в. новый орнамент был только архитектурным элементом. В конце столетия он появляется в церковной серебряной утвари и начинает постепенно проникать в другие жанры прикладного искусства. В XV в. готический орнамент становится основным уже во всем прикладном искусстве.

Керамическая плитка, которой устилали полы, очень часто украшалась орнаментом. Общий орнамент составлялся сочетанием линий узора отдельных плиток. Во французской церковной архитектуре излюбленным декором пола был так называемый лабиринт, по которому прихожане перемешались на коленях, читая молитвы. Этот обряд имитировал паломничество, которое не всегда было возможно осуществить из-за отдаленности от святых мест.

Готический орнаментПлитки украшались различными орнаментальными мотивами: геометрическими, растительными, зооморфными, антропоморфными и др. Очень часто, при декоре плитки, использовали сочетание пальметок и растительных побегов, и также очень распространенный вид готического орнамента – лилия на высоком стебле. При нанесении узора в основном использовался красный или желтый цвет, очень редко использовался черный.

При декорировании гончарной посуды использовалась роспись крестиками, гравированным узором или тисненым геральдическим орнаментом. Большая часть изделий покрывалась зеленой глазурью.

Для декора мебели, характерно использование тонких сплетений, соединенных с лиственным орнаментом, орнамента «льняных складок», туго сплетенных, скрученных веток и листьев.



Статья подготовлена Горской Натальей. Воспроизведение части или всего текста без разрешения автора запрещено. ©

Рисунки: Кириченко В.

Rambler's Top100 Яндекс цитирования webmoney