Разделы галереи

Cтатьи об искусстве

Библиотека | Cтатьи об искусстве | Романтизм

Романтизм



Клод Лоррен. Пейзаж с жертвоприношением АполлонуРомантизм (франц. romantisme от лат. romanum римский от Roma — Рим) — одна из двух, наряду с Классицизмом, основополагающих тенденций художественного мышления. Однако исторически сложилось, что этим словом стали называть широкий круг самых разных явлений. В конце XVIII века романтическим или «романическим» называли все необыкновенное, фантастическое, то, что происходит «как в романах». Романтическая, возвышенная поэзия считалась тогда единственно достойным видом искусства. Но существовало и другое толкование термина: романтическое — это искусство романских народов, преимущественно средневековое, которое противопоставлялось классическому, античному. Французское слово «roman» первоначально означало литературные произведения, написанные не на классической латыни, а на вульгарных, народных наречиях. Поэтому под романтическим искусством сначала понимали искусство средневековья, включая Возрождение, не выделявшееся в особую эпоху. Современное название «роман» — драма для чтения, чаще любовная история, композиция и стиль которой отклоняются от классических правил. Отсюда же происходит и слово романс (франц. romance, ст. франц. romanz).

С происхождением слов «роман», «романс» связано осознание романтики как свойства человеческой души. Понятие романтики шире романтизма. Романтические чувства, мечты, романтический поступок — это всегда нечто возвышенное, благородное, бескорыстное, не связанное ни с каким расчетом и потому восторженное, оторванное от реальности и устремленное к некоему туманному, несбыточному идеалу.

Благодаря всепроникающему романтическому началу художественного творчества, Романтизм не только противостоит Классицизму, но и связан с ним. Многие художники были подлинными романтиками Классицизма: А. Мантенья, Н. Пуссен, К. Лоррен, Дж.-Б. Пиранези, П. Гонзага и многие другие. Романтиками были Рембрандт и апологет академического классицизма Ж.-Д. Энгр. Поэтому существует даже такой термин «романтический классицизм». Романтизм и Классицизм все время «шли рядом» и только во Франции в начале XIX века их пути стали расходиться. Поэтому в более узком, конкретно-историческом смысле, под Романтизмом часто понимают определенное художественное направление конца XVIII — начала XIX веков, сторонники которого сознательно, программно противопоставляли свое творчество Классицизму XVII и второй половины XVIII веков.

Многие считают, что Романтизм как художественное направление оформился впервые в английской живописи еще в середине XVIII века отчасти под влиянием эстетики Классицизма и пейзажного стиля английских садов. В 1790-х годах новаторство живописной техники Т. Гейнсборо положило начало течению «питтореск», или «пикчуреск» (англ. picturesque — живописный). Этим термином обозначали живопись романистов К. Лоррена, Н. Пуссена, С. Роза, а затем и своих пейзажистов, таких как У. Тёрнер. Английский пейзаж, как и английский пейзажный стиль в парковом искусстве,— типичный Романтизм, отражавший стремление к естественному, стихийному ощущению красоты в природе. Вслед за Англией Романтизм получил распространение в Германии, но там он сразу же приобрел более мистическую окраску.

Идейная сущность Романтизма состоит в прямом обращении к человеческой душе, минуя исторические стили и каноны академического Классицизма. Идеи романтизма закономерно возникают на почве неудовлетворенности действительностью, кризиса идеалов Классицизма и рационалистического мышления, стремления уйти в мир идеальных представлений, утопических мечтаний о совершенстве мира. Как ни в каком другом направлении искусства, художники-романтики убеждены, что их направление — единственно верный путь.

Главной идеей романтического художественного мышления является стремление к иррациональному, непознанному. Поэтому и эпоха Романтизма конца XVIII — начала XIX веков— время наиболее действенного проявления романтического художественного мышления, лишь отчасти вызванного кризисом академического Классицизма, а, в более глубоком смысле,— результат периодического «качания маятника» от одного полюса к другому, от материализма к идеализму, от рационального мышления к мистическому ощущению реальности. В этом значении все средневековое искусство: раннее христианское, византийское, романское, готическое — типичный Романтизм!



Статья подготовлена Горской Натальей. Воспроизведение части или всего текста без разрешения автора запрещено. ©

Картина: Клод Лоррен. Пейзаж с жертвоприношением Аполлону.

Rambler's Top100 Яндекс цитирования webmoney