Разделы галереи

Cтатьи об искусстве

Библиотека | Cтатьи об искусстве | Романское искусство

Романское искусство



Романское искусство. Романский СтильРоманское искусство, стиль архитектуры и других отраслей искусства, возникший в Западной Европе в X веке. Термин «романский» (франц. Romanesque, исп. romanico, нем. Romanik от лат. romanum — римский), появился в начале XIX века, когда историки и художники-романтики, открыв для себя искусство раннего средневековья заметили, что архитектура этой эпохи внешне напоминает древнеримскую. Романская эпоха — время возникновения общеевропейского архитектурного стиля. Ведущую роль в этом процессе играли народы Западной Европы. Формирование западноевропейской романской культуры из-за непрерывных войн и переселения народов происходило позднее, чем на Востоке, в Византии, но протекало более динамично. Главная особенность романской эпохи — открытость внешним влияниям.

Орнаментика романского искусства, большей частью заимствованная на Востоке, основывалась на предельном обобщении, геометризации и схематизации изобразительного образа. Во всем чувствовалась простота, мощь, сила, ясность. Характерно отсутствие какой-либо определенной программы в размещении декоративных мотивов: геометрических, «звериных», библейских — они перемежаются самым причудливым образом. Сфинксы, кентавры, грифоны, львы и гарпии мирно уживаются рядом. Большинство специалистов считает, что вся эта фауна лишена символического смысла, который им часто приписывают, и имеет преимущественно декоративный характер.

Искусство скульптуры и росписи было тесно связано с искусством книжной миниатюры, расцвет которой приходится именно на романскую эпоху. Однако и здесь мы не видим единого стиля. В искусстве иллюминирования рукописей, одинаково распространены и предельно геометризованные изображения, и растительный орнамент, и натуралистические элементы.

Художественное ремесло интенсивно развивалось как в монастырских мастерских, так и в городах, в среде свободных ремесленников и странствующих артелей мастеров. Из стекла изготавливались сосуды, лампады и паечные витражи — цветные и бесцветные, геометрический узор которых создавался свинцовыми перемычками. Однако расцвет витражного искусства наступил позже, в эпоху готического стиля. Особенно популярна была резьба по слоновой кости. В этой технике исполнялись ларцы, шкатулки, оклады рукописных книг, складни — диптихи и триптихи, навершия епископских посохов, кресты, а также олифанты (от лат. elephahtus — слон) — реликварии в форме охотничьего рога из слонового бивня, украшенные медальонами с изображением зверей и птиц. Развивалась старая техника выемчатой эмали по меди и золоту, главным образом в долине реки Маас, позднее — перегородчатой эмали. С последней трети XII века на первое место выдвинулись мастерские города Лиможа, прославившегося впоследствии своими расписными эмалями. Для романского искусства характерно широкое использование железа и бронзы. Из кованого железа изготавливались решетки, ограды, фигурные петли, замки, оковки сундуков с характерными стреловидными завершениями и полукруглыми завитками. Бронза применялась для дверных молотков в форме голов животных или человека. Из бронзы отливали и чеканили двери с рельефами — эта традиция сохранилась вплоть до эпохи Возрождения, огромные купели для баптистериев, канделябры, зооморфные рукомои — акваманилы (франц. aquamanile от лат. aqua — вода и manus — рука).

В романском искусстве из-за его неоднородности и отсутствия единого стиля всегда выделяли множество региональных художественных школ. В конце XIX столетия в понятие «романское искусство» включали также «ломбардское», «саксонское» и даже византийское искусство V-XII веков. Основанием для такого объединения, несмотря на явные различия художественных форм, была общность христианской идеологии, использование «романских» архитектурных элементов: куполов, полуциркульных арок, массивных стен и башен, базиликальных построек. Однако помимо дуализма Запада и Востока в романском искусстве были сильны различия Юга и Севера. На Севере, в Ирландии, выделялась «винчестерская школа» книжной миниатюры с характерными кельтскими орнаментами из растительных побегов, выполненными яркими красками. Там же достигло чрезвычайной высоты мастерство орнаментальной резьбы по камню и дереву характерного плетеного и «абстрактного звериного орнамента».

Однако, при всем разнообразии и неоднородности романского искусства, его можно разделись на три различных периода. В конце X и начале XI веков возникает строгий простой раннероманский стиль, отличительными чертами которого служат отсутствие украшений, плоские деревянные потолки и отсутствие орнамента на капителях колонн. Второй период (1100-1180 гг.) характеризуется заменой плоских потолков сводами, сначала коробовыми, потом крестово-коробовыми. В сооружениях этого среднероманского стиля появляются украшения: ложно аркадные фризы, порталы с орнаментом и такие же капители колонн. Третий период, продолжающийся до половины XIII века и называемый позднероманским или переходным, вырабатывает черты, впоследствии окончательно развивающиеся в готической архитектуре.



Статья подготовлена Горской Натальей. Воспроизведение части или всего текста без разрешения автора запрещено. ©

Фото: www.superkniga.ru

Rambler's Top100 Яндекс цитирования webmoney