Разделы галереи

Биографии великих художников

Библиотека | Биографии великих художников | Куинджи Архип Иванович

Куинджи Архип Иванович



Архип Иванович КуинджиАрхип Иванович Куинджи — один из самых ярких художников в истории русской пейзажной живописи. Автор популярнейших картин прошел тернистый творческий путь от художника-самоучки до художника-учителя. Его жизнь соединила в себе черты типичной судьбы человека из народа и неповторимой биографии одаренной личности.

Неординарная фигура Куинджи стала легендарной уже в глазах современников. Впоследствии интерес к нему отечественных искусствоведов постоянно усиливался. Однако и по сей день жизнь, и деятельность знаменитого пейзажиста таят в себе немало загадок.

Год рождения, происхождение фамилии, сословная принадлежность, сведения о родственниках — все это пока не получило однозначного исторического освещения. Родился художник, вероятнее всего, в 1842 году. Детство Куинджи было связано с татарским предместьем Мариуполя — Карасевкой. Селение находилось на возвышенности, откуда открывался широкий вид на заливные побережья древней реки Калки и Азовского моря. С этими детскими впечатлениями, видимо, связано появление в творчестве пейзажиста безграничных панорамных ландшафтов.

Куинджи рано остался без родителей, что предопределило трудности его жизненного пути. Не получив полного школьного образования, в 1854 году он уже работал на строительстве римско-католической церкви в Мариуполе. Двенадцатилетний мальчик удивлял окружающих своими рисунками в рабочей тетради и, особенно, на стенах хозяйской кухни, служившей ему местом ночлега. Храм возводился на средства итальянских хлеботорговцев, которые помогли развитию художественных способностей многообещающего юноши. Вручив Куинджи рекомендательные письма, они отправили его учиться в Феодосию к И.К.Айвазовскому. Там начинающий художник пробыл несколько месяцев. Непосредственное общение юного Куинджи с Айвазовским сводилось к подсобным заданиям: он растирал краски или перекрашивал забор. Тем не менее, эта поездка утвердила намерение будущего живописца посвятить свою жизнь изобразительному искусству.

Близкое знакомство с творчеством прославленного певца моря оказало заметное влияние на выбор сюжетов первых станковых произведении Куинджи. По отрывочным сведениям можно предположить, что Архип Иванович после работы ретушером в Мариуполе и Одессе, в середине 1860-х г. вновь оказался на родине Айвазовского в Феодосии и писал там с натуры морское побережье. Одна из созданных в то время картин была показана вскоре после появления Куинджи в Петербурге, на академической выставке. Первые годы жизни в Петербурге были отмечены активным сближением начинающего живописца с демократическими идеями художественной творческой молодежи. Произведения, созданные Куинджи в первой половине 1870-х годов, стоят несколько особняком в его творчестве. Сохраняя приверженность к эффектным формам изображения, к передаче эмоционального состояния природы, художник соединял романтическое восприятие действительности с натуралистическим подходом к написанию деталей пейзажа. Настроение этих работ определялось суровой экзотикой северной природы; в панорамах обездоленных деревень звучали нотки печали.

Далее в творчестве Куинджи произошли важные изменения, носившие переломный характер. В 1876 году он написал картину «Украинская ночь». Она не оставила равнодушными ни профессионалов, ни любителей искусства. В картинах «Украинская ночь» и «Вечер на Украине» Куинджи продемонстрировал достоинства своей живописной манеры. Благодаря переосмыслению художественного арсенала романтического пейзажа он добивался максимальной поэтизации привычных украинских ландшафтов.

Упорство Куинджи было вознаграждено громким успехом его произведений на VII выставке Товарищества передвижников в 1879 году. Монументальное по замыслу полотно «Север» единогласно воспринималось как завершение темы, появившейся в творчестве Куинджи в начале 1870-х годов. Наибольший же интерес посетителей седьмой выставки Товарищества передвижников вызвала картина «Березовая роща». Ее успех значительно превзошел общественный резонанс от показа всех предшествующих работ Куинджи. Этот пейзаж занимает важное место в творчестве художника. Не случайно сюжет картины Архип Иванович неоднократно варьировал и в дальнейшем. Впервые в пейзажной живописи второй половины XIX столетия впечатление радости и оптимизма от освещенного солнцем уголка природы получило почти символическое звучание.

В конце 1880-х годов Куинджи все чаще заходил в Академию художеств. Вместе с И.И.Шишкиным они подолгу беседовали с молодыми воспитанниками пейзажного класса. Как художники передвижнического толка они чувствовали необходимость и возможность преобразований в Академии. В 1890 году Куинджи вошел в комиссию по подготовке нового академического устава. Через два года он был утвержден в звании профессора. Затем он, наряду с Репиным, Поленовым, Васнецовым и Шишкиным, стал внештатным членом Совета Академии. Так в творческой биографии мастера начался новый, педагогический этап.

Пейзажная мастерская Куинджи просуществовала недолго — с 1894 по 1897 год. Но из нее вышла целая плеяда замечательных художников, таких как Н.К.Рерих, А.А.Рылов, К.Ф.Богаевский, В.Г.Пурвит и другие. Преподавательская деятельность мастера стала примером соединения профессиональных и человеческих качеств.

В последнем десятилетии творческой биографии Куинджи можно отметить тенденцию к своеобразному подведению итогов предыдущих живописных исканий.

В последние годы жизни Архипа Ивановича все чаще беспокоила болезнь сердца. Но он по-прежнему много работал. Весной 1909 года в крымском имении у него произошел сердечный приступ. Больного живописца привезли в Петербург. Там под присмотром врачей его самочувствие улучшилось, но ненадолго. 11 июля 1910 года Куинджи скончался.

Архип Куинджи. Украинская ночь
Украинская ночь. 1876 г. Холст, масло. 79 х 162


Архип Куинджи. Березовая роща
Березовая роща. 1879 г. Холст, масло. 97 х 181


Архип Куинджи. Море. Крым
Море. Крым. 1898-1908 г.г. Холст, масло. 40 х 54


Картины А.И.Куинджи: Осенняя распутица, 1872г. Скалистый морской берег, 1872г. На острове Валааме, 1873г. Забытая деревня, 1874г. Бурьян, 1875г. Чумацкий тракт в Мариуполе, 1875г. Украинская ночь, 1876г. Крыши. Зима, 1876г. Вечер на Украине, 1878г. После дождя, 1879г. Север, 1879г. Березовая роща, 1879г. Лунная ночь на Днепре, 1880г. Днепр утром, 1881г. Москва, Вид на Кремль со стороны Замоскворечья, 1882г. Кипарисы на берегу моря, Крым, 1887г. Лес, Лопухи, 1898-1907г.г. Лунная ночь, Раздумье, Н.Д. Сумерки, Н.Д. Дубы, 1900-1905г.г. Эффект заката, Н.Д. Солнечные пятна на инее, Н.Д. Крым, 1900-1905г.г. Ай-петри, Крым, 1898-1908г.г. Снежные вершины, Кавказ, Н.Д. Портрет неизвестного, Н.Д. Голова крестьянина украинца в соломенной шляпе, Н.Д. Полдень, Стадо в степи, 1890-1895г.г. Волга, 1898-1908г.г. Облака, 1900-1905г.г. Закат в степи на берегу моря, 1898-1908г.г. Лесные дали, Н.Д. Солнечные пятна на инее, Закат в лесу, Н.Д. Пятна лунного света в лесу, 1898-1908г.г. Прозрачная вода, Пасмурный день, Крым, 1898-198г.г. Море, Крым, 1898-1908г.г. Радуга, 1900-1905г.г. Озеро, Вечер, 1890-1908г.г. Лесное озеро, Облако, 1890-1908г.г. Роща, 1898-1908г.г. Цветник, Кавказ, 1908г. Осень, 1890-1895г.г. Эльбрус, Н.Д. Эльбрус днем, Н.Д. Эльбрус вечером, 1898-1907г.г. Ночное, 1905-1908г.г.



Статья подготовлена Слезкиным Владимиром. Воспроизведение части или всего текста без разрешения автора запрещено. ©

Rambler's Top100 Яндекс цитирования webmoney