Техника рисования цветным карандашом
Совсем недавно открыла для себя цветной карандаш. Предлагаю и вам приглядеться к этому материалу повнимательнее.
Работая с маленькими детьми, предлагала им цветные карандаши для первого знакомства с цветом. Потом, очень скоро, переходили к освоению более серьёзных материалов – акварели и гуаши. И была всегда уверенна, что цветные карандаши – техника несерьёзная, незначительная и легковесная…
Сейчас, после моих «экспериментов» с цветным карандашом, должна признать, что незначительных материалов и техник в изобразительном искусстве нет вообще!
Итак, что же обнаружилось при работе с цветными карандашами?
Специфические особенности:
1. Цветной карандаш не выдерживает очень больших размеров формата.
2. Обладает прозрачностью цвета.
3. Сложность и тонкость цвета достигается путём наложения нескольких цветов.
4. По сути своей это всё же рисующий материал и поэтому, конечно, необходим опыт рисования простым карандашом.
Простейший набросок.
Цветной карандаш плохо стирается ластиком, поэтому сначала делаю предварительные зарисовки на любой «недорогой» бумаге и вношу правку, не опасаясь повредить поверхность. Первичный рисунок выполняю простым карандашом, сначала намечая основные формы, затем определяя границы светотени. Это позволяет не наносить цвет на участки, не предназначенные для покрытия.
Если меня устраивает результат, переношу эскиз на бумагу для главной работы. Помните, что на этой стадии рисунок не нуждается в подробностях, из поля зрения неизбежно уйдёт множество деталей: поэтому отложите деталировку до стадии работы в цвете.
Если вы только начинаете осваивать цветные карандаши, выбирайте бумагу наиболее неприхотливую и простую в обращении, а, кроме того, способную «выдержать нагрузку» исправления ошибок. Например, твердый карандаш плохо ложится на шероховатую бумагу, а мягкий легко крошится и ломается о рельеф бумаги с хорошо выраженной фактурой. Поэтому используйте качественную бумагу со средними показателями фактуры, чтобы попрактиковаться и познакомиться со всеми нюансами техники цветного карандаша. Естественно, необходимо экспериментировать с различной бумагой.
Мой любимый вид – «ветошная бумага»; ее бархатистая поверхность придаст легкому слою карандаша теплый, мягкий характер. Но поскольку рельеф бумаги может удерживать значительный объем цвета, я могу оперировать и сочными, насыщенными пятнами цвета.
Независимо от способности бумаги «прощать» художнику неточности и ошибки, не следует перегружать её цветом. На первоначальной стадии изучения не наносите на основу плотные слои пигмента. Задача состоит в том, чтобы научиться постепенно, и строго контролируя, выстраивать цвет.
Несмотря на то, что лёгкие корректировки возможны с помощью ластика, например, для смягчения отдельных участков, пигмент карандаша неизбежно будет размазан по бумаге, если был нанесен плотным или глубоким слоем. Рисуйте легкими линиями, чтобы исключить необходимость исправления густого слоя пигмента. Тогда вы сможете долго совершенствовать работу новыми красочными слоями.
Элементы техники.
Карандаш оставляет на бумаге тонкую линию и невозможно сразу охватить большую площадь. Иногда эти незавершённые части рисунка оказывают огромное психологическое воздействие на художника, поэтому рекомендую разделить работу на фрагменты и выполнять их последовательно. Такой подход оправдывает себя, так как я воспринимаю каждый кусочек рисунка просто как комбинацию светлых, средних и темных валеров. Здесь необходима определённая практика. Глаза должны научиться видеть объект не только как предмет, но и как совокупность разных цветовых пятен. К вашему удивлению, такой метод снимет массу проблем, особенно в начале работы, и трудное занятие над любым сложным рисунком доставит огромное удовольствие.
Я не использую белый карандаш для светлых или белых участков: он даст эффект сероватых, бледных оттенков, а мне нужен чёткий контраст светлых и темных. И я просто оставляю нетронутой белизну бумаги.
После выделения этих пятен, начинаю наносить слои цвета, развивая гамму от светлых к темным. Прохожу одним цветом по другому до тех пор, пока не добьюсь необходимого оттенка. Это единственный способ смешивания красок в технике цветного карандаша (без использования растворителей).
Движемся вперед.
В природе почти нет одноцветных объектов. Я никогда не пользуюсь единственным карандашом для решения конкретного цветного пятна: каждый участок представляет собой сочетание красок двух или более цветов.
Даже если ваш «объект» совершенно черного цвета — старайтесь найти характерный фактурно-тональный рисунок и определить светлые и темные пятна. Затем выберите краски, которые гармонично сочетаются и близки каждому участку цвета. Я установила для себя правило: всегда смешивать краску основного цвета с красками, по крайней мере, двух других карандашей. Только после этого можно считать тон сложившимся. При данном подходе поиск наиболее верных и корректных оттенков возбуждает особый визуальный интерес. Создавая в рисунке выразительные эффекты, иногда нужно использовать до 50 различных карандашей.
На сложных участках не обойтись без слоя «подмалевка» светлыми красками.
Завершая данный этап, можно начинать кропотливую работу над нюансами светотеневой моделировки, соблюдая последовательность от светлого к темному. Изменяя нажим карандаша, создавайте широкий диапазон валеров, избегая эффекта «полирования» поверхности, при котором краски светлых оттенков с усилием наносятся по темным так, что восковое связующее карандаша размягчается и образует глянец.
Заключительные штрихи.
Почувствовав, что я близка к завершающим стадиям работы, отодвигаю лист на полтора-два метра и анализирую его колористическое решение, контрастность и свойства валеров с различных точек и углов зрения. Вношу корректировки и дополнения. Затем, если сочту необходимым, удаляю ластиком все случайные следы и пятна, а также ошибки. Вся работа от начала до конца занимает от 15 до 30 часов.
Попробуйте элементы моей методики рисования цветными карандашами, независимо от характера выбранной натуры. Существует единственный путь к проникновению в тайны этой, столь неординарной техники — это внимательное исследование, эксперименты с нажимом карандаша, способами нанесения красочных слоев и разнообразием бумаги. Доступность и спонтанная природа цветных карандашей иногда создают ложное представление об их блестящих и неограниченных возможностях, например, в создании подробнейших реалистических работ. Однако можно с уверенностью сказать, что цветные карандаши способны вдохновить любого художника, испытывающего огромную радость от удачного сочетания элементов графики и живописи.
Итак, цветной карандаш: простейшие правила.
• Во избежание всевозможных ошибок, набросайте первоначальный эскиз на черновой бумаге. Цветной карандаш неохотно поддается стиранию.
• Всегда начинайте работу с наиболее светлых валеров и заканчивайте темными.
• Старайтесь не ограничиваться карандашом какого-либо одного определённого цвета. Положенные один на другой слои комбинированных красок возбуждают особый визуальный интерес.
• Опасайтесь быстрого наполнения пигментом поверхности листа. Это станет препятствием для закрепления краски.
• Детали наносите в последнюю очередь, чтобы избежать их полного закрытия красками или размазывания пигмента по поверхности основы.
• При сильном нажатии грифель карандаша может отслаиваться. Осторожно удалите крошки с бумаги; не допускайте вдавливания частиц пигмента в бумагу на важнейших участках рисунка. Это может негативно сказаться на конечном результате.
• Старайтесь ориентироваться в многообразии предлагаемых художественных средств. На участках теплых цветов воспользуйтесь карандашами: умброй темной, французской серой или теплой серой.
• Холодные тона выделяйте карандашами цвета индиго синего или холодного серого.
Желаю вам вдохновения и удачи в освоении удивительного материала – цветного карандаша, Ольга Слезкина.
Статья подготовлена Слезкиной Ольгой. Воспроизведение части или всего текста без разрешения автора запрещено. ©
Фото: Ольга Слезкина.
|