Разделы галереи

Мастер класс

Библиотека | Мастер класс | Зимний пейзаж ( Натура. Масло и пастель)

Зимний пейзаж ( Натура. Масло и пастель)



Что служит для художника источниками вдохновения? Что движет художником, заставляя искать всё новые и новые мотивы для творчества?

Левитан Исаак Ильич. Март Не секрет, что любой художник, будучи зрителем, попадает под влияние и обаяние любимых мастеров. И. Левитан, создавая картины «Март», «Большая вода», не мог не вдохновляться гением А. Саврасова или Ф. Васильева. Даже по той простой причине, что он учился у Алексея Кондратьевича и глубоко почитал его творчество. В других видах искусства - в литературе, музыке, архитектуре - у творцов также есть свои кумиры, которые их вдохновляют, настраивают, питают их творчество. Для великого композитора нашего времени Георгия Свиридова учителями были П. Чайковский, М. Мусоргский, С. Рахманинов, Д. Шостакович. Речь идет не о буквальном подражании творческому почерку, манере, поверхностном восприятии, в скорее о смысле, о задачах в искусстве. Таким образом, усилиями многих поколений художников сохраняются и передаются ценности той или иной школы.

Все мы - зрители. И если художнику своим произведением удалось нас заинтересовать, заставить внимательно всмотреться и вызвать благодарное чувство сопереживания, значит, картина ему удалась.

Второй не менее сильный источник вдохновения - сама природа с её многообразием ландшафтов, изменчивым настроением: то пасмурно-тоскливым, то солнечно-праздничным. Наступает момент, когда художник остается один на один с натурой. При этом часто возникает чувство душевного трепета. С одной стороны, это восторг перед открывшейся тебе красотой, с другой - опасение: хватит ли способностей, умений и сил передать в полной мере свои мысли и чувства.

Зимой у городского жителя возникает непреодолимое желание, оставив все свои дела, выбраться хоть на короткое время на природу. Кто-то хочет походить на лыжах, кому-то не терпится навестить свое дачное хозяйство, кто-то просто мечтает подышать свежим морозным воздухом. Живописцу тоже можно собираться в путь, чтобы обогатить себя яркими впечатлениями зимнего пленэра. Зима – удивительное и неповторимое время года. Наверное, каждый из нас поражался морозным зимним днем чудной и разнообразной фантазии волшебницы природы, преображающей сухие безлиственные ветви деревьев в необычайной красоты затейливый узор. Поэтому всегда так хочется схватить и передать хотя бы малую долю того прекрасного и редкого состояния зимнего дня, особую прелесть которому придают морозный иней, искрящийся снег, нежнейшие цветовые переливы красавицы зимы.

Бродский Исаак Израилевич. Зима


Чем же интересна зима для живописца? Сложными переходными состояниями. Голубое, почти прозрачное, солнечно-холодное небо, вдруг появляются стайки облаков. Временами они наплывают на солнце, и тогда земля с перепадами затененных и выхваченных ярким солнечным светом планов становится необыкновенно наполненной, что придает мотиву особую звучность. К вечеру солнце быстро начинает уходить за горизонт, и наступает череда удивительных по красоте и сложности закатных мотивов. Писать надо очень быстро. Тут уже не до рассуждений. Поэтому не нужно больших размеров и многосеансных этюдов. Трудная работа - караулить состояние, которое длится не более получаса. Солнце село. День угас. Холодно невероятно. Только продолжают теплеть белёсая архитектура храмов, верхушки деревьев и высокие облака.

Зима - это обилие рефлексов, сияние снега на солнце, здесь важно не увлечься, не утерять цельности восприятия. Невысокое солнце сравнительно быстро идет по небосклону. В ясный погожий день мотив можно писать не более двух-трех часов. Пасмурные мягкие состояния длятся практически в течение всего дня. В пейзаже нет мелочей: каждый фрагмент несет определенную нагрузку и играет свою роль. Все должно работать на создание образа. В каждой работе нужно стараться минимальными средствами достичь максимального результата.

С чего начинать работу? Сначала нужно найти мотив, увидеть его, поверить в него, затем скомпоновать в альбомчике. Не вижу ничего предосудительного в использовании видоискателя (окошка, прорезанного в картонке).

После этого следует определиться с размером. Для небольших этюдов можно использовать картон, оргалит или холст на картоне. (Оргалит покрывается клеем «Бустилат», а после высыхания «шкурится». Затем наносится второй слой клея, вновь работа наждачной бумагой, после чего пропитанная клеевая поверхность оргалита дважды, с перерывом на высыхание, покрывается вододисперсионными белилами, и, наконец, обработка шкуркой). Пишешь на таком материале и есть необходимая жесткость.

Затевать в условиях зимнего пленэра длительную работу на больших форматах весьма ответственно. Это требует времени, тогда, как и состояния могут быстро меняться. Радостный и солнечный день может в одночасье смениться пасмурным, а то и метелью.

Крылов Никифор Степанович. Зимний пейзаж (Русская зима) 1827 Неожиданный порыв ветра может легко опрокинуть холст вместе с этюдником и всем его содержимым в ближайший сугроб. Как этого избежать? В таких случаях лучше заранее подготовить место. От долгого стояния на месте снег уплотняется, покрывается ледяной коркой, скользит под ногами, недолго и упасть. Хорошо бы место работы посыпать песком. Следует тщательно установить этюдник, чтобы его ножки не проваливались глубоко в снег. Для этого под них можно подложить кусок фанеры или оргалита. Для устойчивости палитры, на неё кладут что-либо тяжёлое.

Если вы расположились на солнце, желательно, чтобы сам холст и палитра находились в тени. В таких случаях приходится разворачиваться против солнца, искать какое-либо укрытие. В противном случае есть риск напутать в тональности. Этюд в интерьере при нормальном освещении может оказаться излишне плотным.

В морозную погоду писать удобнее на пинене. (Хотя обычно, в условиях мастерской, предпочитаю тройник: лак, масло и пинен).

Если устроитесь в затишье, то, считайте, повезло, но почему-то непременно тянет на пригорок либо на реку. Солнце слепит, а ветерок продует как следует, уж будьте уверенны. Поэтому, позаботьтесь о теплой одежде и термосе с горячим чаем. Вообще, собираясь в поездку, старайтесь запастись всем необходимым, вплоть до кнопок, тряпок, гвоздей и прочих нужных вещей.

Палитра красок у каждого художника своя, зимой главное - иметь побольше белил. Что делать, если часто меняется состояние? На пленэре это обычное дело, и зима - не исключение. Можно вести параллельно два разных мотива, если они расположены где-то рядом. Для этого, выходя на работу, берите с собой сразу два холста. Если пишите многосеансный этюд, то можно поработать над деталями, полепить форму, напрячь память. Ведь, по сути, длительная работа - это картина, композиция, собирательный образ. Это ваше сочинение.

 Шишкин Иван Иванович. Зима в лесу (Иней) Накануне или непосредственно перед самым началом живописи быстро нанесите цветную подкладку, чаще всего лиловато-сиреневую, достаточно живо, где-то теплее, где-то холоднее. Это задает общий тон. Затем старайтесь быстро и точно, используя первоначальный набросок сюжета, кистью раскомпоновать мотив. В живом этюде нет нужды делать подробный рисунок на холсте. Лучше лепить форму сразу кистью, цветом и тоном. При таком подходе нет страха ошибиться, неверно наметить детали. Это не означает, что можно быть неточным, сфальшивить. Лучше несколько раз переделать, нежели потом переживать, что заметил свою ошибку, но поленился сразу исправить.

В пейзажах с деревьями восторгают узоры ветвей: березы, тополя, дубы... Они очень разные, в любое время года привлекательны и интересны для художника. Дерево - удивительное творение природы - связующее звено между небом и землей, зачастую определяющее композиционный строй художественного произведения. При разработке ветвей диапазон художественных приемов достаточно широк. Можно просто «пошустрить» кистью, а можно внимательно проследить за движением, конструкцией, светотенью. Подходы могут быть разными, в зависимости от задачи или вкусовых пристрастий. Писать нужно и сами ветви, и промежутки между ними, которые заполнены живописной тканью мельчайших веточек, сквозь которые мерцает более плотное по тону небо.

В пейзажном мотиве с деревьями важно выстроить вертикали и горизонтали. Глаз художника должен уловить любые отклонения формы от этих направляющих. Вертикалями служат преимущественно стволы деревьев, архитектура, горизонталями - ветви, нижняя кромка облаков, линия горизонта и планы земли.

В изображении деревьев от первичной разработки силуэта следует перейти к выявлению ветвей, идущих к нам и от нас.

О горизонте. Всем известно, что Земля - круглая, однако увидеть это практически невозможно. В рамках сюжета, даже панорамного, горизонт практически «горизонтален» с небольшими отклонениями по рельефу местности. Горизонт делит произведение на две стихии: небо и землю. В каких частях, пропорциях - это решает каждый художник самостоятельно. Определенных правил здесь не существует.

Слезкина Ольга. Зимний вечер Реалистическое отображение мира предполагает передачу трёхмерности изображения. Важная роль в построении любого произведения играет глубина. С ее помощью появляется возможность для плоскости холста создавать иллюзию объемного пространства, какое мы реально видим вокруг, создать глубину в пейзаже. Для этого существуют различные приемы, основанные на законах линейной и воздушной перспективы. К примеру, в небе это достигается тональной и цветовой растяжкой его купола, более детальной проработкой ближних к нам облаков и уплощением их к горизонту. В земле - более тщательной проработкой переднего плана и уложением планов земли от нижнего края произведения к горизонту. Это может быть дорожка следов на снегу, уводящая в глубину, тропинка, санный след.

Итак, в процессе работы старайтесь придерживаться нескольких основных правил:
• не начинайте прописку холста, пока небо не сделано полностью;
• работу ведите от заднего плана к переднему;
• новый план, расположенный ближе предыдущего, не начинайте прорабатывать, пока более дальний не завершен полностью;
• передний план прописывайте только после того, когда все остальное готово. Прорисовывая средний план, следует помнить, что есть еще более близкий к зрителю передний план. Важно не переборщить с проработкой этой части картины, иначе передний план будет невозможно дотянуть до более высокого уровня детализации. Когда практически вся картина готова, можно приступить к переднему плану.

Важную роль играет освещенность мотива. Свет лепит объем. Всегда важны и интересны тени от деревьев и иных предметов, они ложатся по форме земли, подчеркивая ее рельеф.

Слезкина Ольга. Весна. Март О степени проработки. Умелый художник всегда ищет «изюминку» мотива, возможность на чем-то максимально сосредоточиться в своей работе, наиболее тщательно проработать какую-либо важную деталь пейзажа. В этом также заключен элемент композиционного, смыслового, пластически-пространственного решения.

Нужно ли править, дописывать натурные произведения? Только в очень незначительной степени, желательно не откладывая надолго по возвращении с пленэра. Когда еще свежи впечатления, когда вы еще живете этим состоянием, этим сюжетом. Следует думать о цельности этюда, поскольку не всегда это достижимо на пленэре - что-то усилить, что-то погасить. В пленэрном этюде стихийное начало почти всегда преобладает над рассудочным, в нём присутствует элемент случайности, от этого трудно уйти. В мастерской же, при наличии необходимого натурного материала, создаются законченные, тщательно продуманные произведения. Таким образом, истина лежит где-то посередине, в гармоничном сочетании стихии и разума.

Ещё хочу сказать о прекрасной технике пастели, которая невероятным образом подходит для написания именно зимних пейзажей.

Искусство пастели имеет длительную историю, оно уходит своими корнями в XV столетие. Расцвет же ее по праву относят к XVIII в. Многие художники не только отдавали дань уважения этой технике, но порой оставляли ради нее живопись маслом. Измельчая пастельную массу и втирая ее в плоскость картину, они пытались создать иллюзию работы масляными красками. Однако состав этого красочного материала и обусловленная им манера работы - будь то линия, штрих или растушевка - свидетельствуют в пользу того, что техника пастели, возможно, относится к категории графики. Это самостоятельная художественная техника, обращение к которой позволяет создавать одну из разновидностей художественного произведения.

Слезкина Ольга. Февраль Краскам пастели присуща специфическая «пастельная» мягкость, благодаря которой достигается эффект матовой бархатистой поверхности. В динамичной фактуре этой техники - средства для передачи световоздушной среды, подвижности света и форм. Преимущества использования пастели очевидны при работе на пленэре, на этюдах, когда не требуется высыхания листа бумаги, как в случае с акварелью или осторожности в транспортировке, необходимой при работе маслом. Пастель удобна и при длительной работе над картиной, когда требуется время на размышление, на поиск нужного решения.

Работа на пленэре начинается с выбора подходящего мотива, главным образом такого пейзажа, который не терпится изобразить, который взволновал и тронул до глубины души. И если это произошло, готовая картина возникает в воображении, с легкостью представляешь, какой она будет. Это залог того, что работать будешь с жадностью и увлеченностью.

Следующий шаг - выбор бумаги. Большинство художников, работающих в технике пастели, используют специальную тонированную бумагу для пастели сдержанных тонов, в основном серой гаммы: теплого или холодного серого, коричневатых, умбристых оттенков. Тонированная бумага представлена широкой гаммой пастельных оттенков. Это позволяет подобрать для конкретной работы (пейзажа) ее подходящий оттенок, близкий цветовой гамме будущего произведения. Тонированная бумага, в отличие от белой, облегчает задачу колористического объединения всех элементов картины. Прокрасить бумагу тоном можно и самостоятельно. Я, например, для зимних пейзажей очень люблю бумагу, собственноручно тонированную акварелью и вынесенную в сыром виде на балкон, минут на 10. Мороз делает своё дело и покрывает поверхность красивыми узорами, которые потом можно использовать в работе. Шероховатая поверхность акварельной бумаги хорошо удерживает частички пастели, предохраняя ее от излишнего осыпания.

Слезкина Ольга. Снег Первый этап работы над любым художественным произведением - построение композиции. Правильно выбранная, хорошо сколоченная композиция - залог успеха будущей картины. От нее зависит, насколько полно удастся художнику раскрыть смысл и содержание задуманного сюжета. Поиск композиционного решения картины происходит на этапе предварительного карандашного рисунка. (Повторюсь насчёт видоискателя – пользоваться им не зазорно!) Итак, нам необходим очень подробный и точный предварительный, в основном тональный рисунок, который выполняется мягкими графитными карандашами. Именно на этой стадии окончательно уточняется композиция, выверяются основные массы пейзажа. А точная прорисовка главных деталей картины - деревьев, веток, зданий, памятников, мостов и т. д. - позволяет избежать в дальнейшем композиционных ошибок и, перейдя к работе собственно пастелью, полностью сосредоточиться только на решении колористических задач. Теперь можно начинать непосредственно работу пастелью.

Как правило, работу над пейзажем нужно начинать с раскрытия неба как самой светлой части картины. Когда закончено небо, неважно, какое пространство листа оно занимает, 3/4 или только небольшие просветы в чаще леса между деревьями, уже складывается обобщенный вид пейзажа. Далее необходимо перейти к проработке второй по светлости части пейзажа, водному пространству (река, озеро, пруд) или снегу. Комбинируя набор приемов проработки поверхности листа (плоскостью мелка, мазками, штрихом, точками или растушевкой), отдавайте приоритет одному из них в зависимости от задуманного настроения картины.

Постепенно продолжайте цветовую разработку листа. На этом этапе занимайтесь той частью картины, которая служит ее смысловым центром. Это далеко не всегда геометрический центр листа. Речь идет о том элементе или объекте пейзажа, который можно определить как центр главного содержания картины. Цель его тщательной проработки - привлечь внимание зрителя, сделать так, чтобы взгляд зрителя на картину совпал со взглядом художника. Смысловым центром картины могут выступать старинная усадьба, храм на берегу реки, красивое ветвистое дерево и т. п.

Далее прорабатывайте наиболее плотные по цветовой насыщенности части пейзажа. Они набираются цветом постепенно путем наложения мазков, точек или же растушевки и растирания мелком. При этом общий колорит, в соответствии с которым контролируется цветовая гамма картины, держится в уме. Плотные по тону части прорабатывайте основным цветом гаммы, взятой за основу. Постепенно в процессе работы основной цвет обогащается разнообразными более тонкими оттенками этого же колорита.

Таким образом, обобщенная манера работы сменяется более детализированной. Однако художник постоянно должен быть начеку, чтобы мелкие детали не сделали пейзаж дробным по цвету. Контролируйте колористическую цельность работы, отдаляясь, время от времени, от картины на 2-3 м!

Самый сложный и ответственный этап - окончание работы. Здесь происходит как бы обратный процесс - от частного снова к общему. При этом излишне проработанные места необходимо обобщить, сгладить и ослабить. Заключительная часть работы характеризуется тем, что приходится больше рассматривать картину, обдумывая при этом способы ее окончательной корректировки, чем рисовать. Не всегда решение находится сразу. В таких случаях нужно оставить работу над картиной на несколько дней, стараясь не смотреть на нее, чтобы «дать отвлечься глазу». Через несколько дней нужное решение, способ, манера становятся ясными, приходят как бы сами собой. Пейзаж, наконец, приобретает законченный вид, соответствующий тому, что задумывал автор.

А теперь, об образной стороне произведения. Многие художники, начиная работу над произведением, уже думают о его названии. Иногда это происходит еще на уровне замысла, перед началом работы. И как трудно бывает художнику озаглавить готовое произведение. Ведь название - суть работы. И всё же, главный итог состоявшейся работы - точно переданное состояние, которое вызвало восторг художника. Когда художник верит, тогда и зритель поверит.



Статья подготовлена Слезкиной Ольгой. Воспроизведение части или всего текста без разрешения автора запрещено. ©

Картины:
Левитан Исаак Ильич. Март.
Бродский Исаак Израилевич. Зима.
Крылов Никифор Степанович. Зимний пейзаж (Русская зима) 1827.
Шишкин Иван Иванович. Зима в лесу (Иней).
Слезкина Ольга. Зимний вечер.
Слезкина Ольга. Весна. Март.
Слезкина Ольга. Февраль.
Слезкина Ольга. Снег.

Rambler's Top100 Яндекс цитирования webmoney