Разделы галереи

Новости

Новости культуры и галереи>

Новости культуры

2007-01-16
Американский ученый раскрыл секрет скрипки Страдивари

Чтобы выяснить, в чем состоит секрет самых певучих скрипок в мире биохимик из Университета Техаса Йозеф Нагивари, увлекающийся музыкой, подверг испытанию пять смычковых инструментов, в том числе два творения Страдивари и один – Гварнери. Как выяснилось, он заключается в химической обработке, которой подвергалось дерево в мировой столице по изготовлению струнных инструментов - Кремоне.

Ученый провел магнитно-резонансные исследования и осуществил спектрографию в инфракрасном излучении, благодаря которым можно рассмотреть состав материалов почти на уровне молекул. Всего Нагивари сравнил пять инструментов, созданных в одно время, но в разных мастерских. Помимо скрипки и виолончели Страдивари (соответственно 1717 и 1731 годы) и скрипки Джузеппе Гварнери (1741 год) ученый подверг тестированию и скрипку парижского мастера Бернарделя (приблизительно 1840 год), а также скрипку лондонского мастера Генри Джея, созданную в 1769 году.

Кроме того, он исследовал древесину клена, выработанную в тот же период, но происходящую из Боснии и Центральной Европы (древесину из этих бассейнов используют современные мастера). Но лишь в инструментах из Кремоны было обнаружено некое постороннее вещество – химический элемент, при помощи которого обрабатывали дерево перед тем, как превратить его в музыкальный инструмент.

Таким образом, самые известные изготовители струнных инструментов Гварнери и Страдивари не обладали какими-то особенными познаниями в алхимии, пишет La Repubblica. Нагивари выдвинул гипотезу, согласно которой они, вероятнее всего, кипятили дерево в растворе воды с солями, чтобы защитить его от жука-точильщика и грибков. В результате этой обработки молекулярные связи в древесине разбивались и уплотнялись, но мастера, создававшие струнные инструменты, конечно же, в ту пору не могли знать об этом. Точный рецепт этого вещества не раскрыт.

После завершения научных анализов Нагивари сам создал скрипку, промыв ее в соляном растворе. Результаты акустического теста сопоставимы с результатами тестов кремонских инструментов.

"Истинная проблема, – говорит Карло Кьеза, эксперт по истории струнных инструментов, сам занимающийся их изготовлением, – состоит в невозможности объективным способом оценить качество скрипки. Тот же Страдивари создавал инструменты, которые звучали лучше, и инструменты, которые звучали хуже. Он использовал различные породы дерева. Трудно поверить, что секрет заключается в соляной бане". (Полный текст на сайте InoPressa.ru.)

Необычная мягкость и мощь звучания этих скрипок объяснялась различными факторами: от лака, секрет которого мастера ревностно скрывали, до микроледникового периода, который обрушился на Северную Италию в XVI веке, что привело к увеличению твердости и плотности древесины. "Деревья в Восточных Альпах, – продолжает Кьеза, – срубались зимой и сплавлялись по реке. Деревья вылавливали уже в Венецианской лагуне, иными словами, в соленой воде".

По данным NEWSru.com

* * *

ArtGalery приглашает к сотрудничествуArtGalery приглашает к сотрудничеству


Архив новостей

Сентябрь 2005 Октябрь 2005 Ноябрь 2005 Декабрь 2005 Январь 2006 Февраль 2006 Март 2006 Апрель 2006 Май 2006 Июнь 2006 Июль 2006 Август 2006 Сентябрь 2006 Октябрь 2006 Ноябрь 2006 Декабрь 2006 Январь 2007 Февраль 2007 Март 2007 Апрель 2007 Май 2007 Май 2009


Rambler's Top100 Яндекс цитирования webmoney